Тулиглович Татьяна Васильевна,
хореограф прогимназии №108
Пояснительная записка
1. Предоставляемая программа «Психогимнастика» предназначена для детей младшего школьного возраста (1-3 класс) и младшего дошкольного (4-6 лет). Программа отражает комплекс теоретических и практических установок, преследующих единую задачу – использование предмета «Психогимнастика» на уроках хореографии.
Курс обучения рассчитан на 1 год (36 часов) при занятиях 1 час в неделю, по усмотрению педагога.
Не все дети «актеры» и пластически подвижны. Не у всех детей одинаковое психологическое развитие и коммуникативные способности. Поэтому основная цель программы – непсихоортопедический характер и психопрофилактический характер. Это важно, особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше. Для ребенка важно не только вступать в контакт, но и использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Образовательная цель
2. Не менее важной целью программы является обучение детей азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей, в преодолении этих барьеров в общении.
Развивающая цель
Следующей целью программы является развитие лучшего понимания ребенком себя и других, снятие психического напряжения.
Воспитательная цель
Ребенок должен осознать, что между мыслью, чувством и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Поэтому в ходе рационально-эмоционального воспитания в детях воспитываются различные эмоции, умение управлять ими и самовыражать. На занятиях используются выразительные движения для воспитания эмоций и высших чувств у детей и приобретения навыков в саморасслаблении.
Задача «Психогимнастики» состоит в том, чтобы развить и откорректировать различные стороны психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы ), – ребенка и обыкновенного, и имеющего психические отклонения.
Программа состоит из 4 разделов:
- Рисунок.
- Музыка.
- Саморасслабление.
- «Танцы лечат».
В разделе «Рисунок» кратко описываются приемы психогимнастики, эффективность которых связана с изобразительной деятельностью, то есть рисунком. Рисование помогает снизить напряжение у детей, особенно у тех, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их. Рисунок – это и средство зрительной связи между педагогом и ребенком.
В разделе «Музыка» представлены приемы с использованием музыки как лечебного фактора, то есть музыкотерапия. Музыкальный ритм помогает установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
Раздел «Саморасслабление» содержит упражнения, направленные на сброс психоэмоционального напряжения, на освоение и закрепление позы покоя и расслабление мышц рук, ног, корпуса, живота, шеи и речевого аппарата.
Раздел «Танцы лечат» включает в себя рекомендации по применению на уроках круговых танцев.
Такие танцы увлекают. Ведь круг – это самая комфортная пространственная форма для организации психологических контактов. В мире круговых танцев танцующие открывают для себя красоту национальных мелодий и ощущают себя причастными к единой культуре народов мира. Таким образом конечным результатом программы является стабилизация психического состояния ребенка: улучшение и коррекция дружеских взаимоотношений, нормальное развитие и эмоциональное здоровье детей. У них вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления, им становится легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Критерием положительной оценки является точность передачи эмоционального состояния в заданной ситуации, вживание в конкретный образ. Критерии отрицательных оценок не используются
Этап | Тема урока | Кол–во часов | Основное содержание |
I | Введение. Понятие об игровом проектировании, дизайне | 1 | Рассказать о целях и задачах факультатива. Дизайн – молодое искусство. Дизайн – это особое искусство. Здесь встречаются многие науки, ремесла, виды искусства. Имеют свою историю и традиции. Есть предметы, которые хранятся в музеях и являются шедеврами искусства. Мы будем играть в дизайн и при этом верить в то, что такая вещь действительно может появиться. Сложное дело создание образа вещи называется проектированием. Такое длинное слово можно сократить и назвать это просто – проект. Проект – это способ создания еще несуществующего объекта. |
II – III | Лекция «Архитектурные стили» | 2 | Прочитать лекцию «Архитектурные стили» с приглашением архитектора преподавателя ЦДОД «МАН» архитектурной студии БОСА РФ Изюрьеву Ирину Александровну. |
IV | Знакомство с дизайном, проектированием | 2 | Экскурсия в архитектурную студию. |
V | Проект «Мой дом» | 15 ч. 20 ч. | Предлагаем детям спроектировать дом своей мечты. 1) Дом – такое хорошее место, менять там ничего не хочется. Но почему взрослые иногда начинают двигать мебель, разрушать стены, менять пол и называют это – ремонт. Но даже родители не догадываются, что это называется дизайн интерьера. Для этого вам предстоит сделать следующее: – обсудить будущий вид квартиры; – вместе с родителями пролистать специальные журналы или проконсультироваться у дизайнера; – всей семьей выбрать материалы. 2) Выполнение учащимися проектирования дома своей мечты – рисунки. 3) Изготовление домов из бумаги: а) в основе – цилиндр, б) конус, в) квадрат. 4) Различные примеры изготовления фасада дома. 5) Защита проектов. Конструирование «Город». |
VI – VII | Проект «Моя комната» | 20 | Предлагаем выполнить дизайн детской комнаты. Вначале немного об истории детских комнат (специальная детская мебель, цвет, особый мир секретов и фантазий). Детская – это маленький дом в большом доме. 1) Дети выполняют рисунки–проекты комнаты простым карандашом, в цвете. 2) Беседа о соленом тесте, выполнение работ из него, цветовое решение. 3) Моделирование комнаты из соленого теста детьми. 4) Работа в цвете. 5) Дизайн предмета, поселившегося в детской комнате, – карандашницы. 6) Защита проектов. Выставка. |
VIII | Проект «Красота спасет мир» | 20 | Предлагаем детям выполнить дизайн одежды, прически, ногтей. 1) Беседа «Из маминой копилки». 2) Дизайн головного убора. 3) Конкурс дизайн–разработок школьной и молодежной моды. 4) Беседа с профессиональным парикмахером на тему «Приемы, средства и способы закрепления прически». 5) Дизайн прически. 6) Дизайн ногтей. |
IX | Подведение итогов за год | 3 | 1) Выставка конкурсных проектов. 2) Театральное представление победителей проекта «Красота спасет мир». |