Страничку ведет Козырева Светлана Петровна
Страничка психолога.
О себе как психологе и не только…
Психология — особая наука, она, как филология, философия, религиоведение и другие гуманитарные дисциплины, является частью культуры. Именно поэтому психология — больше, чем самостоятельная предметная область. Перефразируя известное высказывание, можно сказать: «Я — психолог, и ничто человеческое мне не чуждо». Действительно, отличаюсь разнообразием интересов. Люблю писать статьи в газеты, журналы, с удовольствием принимаю участие в ТВ-передачах , активно сотрудничаю в нескольких общественных организациях, работаю со студентами, пишу проекты, занимаюсь йогой и т.д. Мое первое базовое образование - филологическое, а диссертация защищена по культурологии… И это было принципиальное решение, потому что Психолог не может не знать и не понимать тенденции культуры в общем, а так же особенности развития детской, молодежной, семейной субкультур и тем более огульно отрицать их лишь на том основании, «что в наше время все было не так». Это — непрофессиональный подход к вечной проблеме «отцов и детей». Мы имеем право так или иначе относиться к явлениям современной жизни, но не имеем профессионального права их игнорировать. Абстрагируясь от них, мы закрываем себе путь к душе ребенка, которая формируется — хотим мы того или нет — под влиянием организованных и стихийных социальных воздействий. Думаю, что к психологу более, чем к кому-либо, относятся слова немецкого мыслителя ХVIII в. Г. Лихтенберга: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно».
Меняются времена и моды… И поэтому, работая психологом с 1998 г., ловлю себя на том, что постоянно приходится определять свое место в учебном процессе. Так как идут реформы образования, меняются формы и методы обучения, содержание учебных предметов и их количество…Конечно, остается главное: цель — помочь ребенку не потеряться в жизни и стать личностью. Эта цель общая и для психолога, и для педагога, но все же при этом каждый из них имеет дело со своим кругом задач.
Известный психолог-гуманист прошлого века Э. Фромм писал о том, что человек не способен выбирать между тем, чтобы иметь или не иметь идеалы; но он свободен выбирать между различными идеалами, между служением власти, разрушению или же разуму и любви. От нас в значительной степени зависит, окажутся ли наши дети в состоянии выбрать второе и стать Личностями. И это принципиальный вопрос работы психолога в школе, Что же касается направлений психологической работы, то они определяются условиями конкретного учебного учреждения.
Я хочу свести все обучение на психологическую почву.
И. Г. Песталоцци.
Идеальным вариантом в школе является подключение психолога к решению психологических проблем каждого ребенка, но в условиях массовой школы это просто нереально. Считаю, что единственно действительно возможной и достаточно продуктивной является работа психолога с учителем. Именно поэтому целесообразно говорить не о психологической службе школы как самостоятельном звене, а о психолого-педагогическом взаимодействии, включающем в себя и педагогический и психологический аспекты работы.
Эта идея не нова в психологии образования. По мнению И.В. Дубровиной, «психолог — равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое... развитие и психологическое здоровье детей и школьников».. Выступая на Всероссийском совещании «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (Москва, 6 июня 2002 г.), А.А. Реан говорил об интеграции психологических и педагогических усилий и предложил рассматривать психологическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы.
О роли педагога в профессиональной жизни школьного психолога следует сказать особо. В этой связи вспоминаются беседы великого психолога У. Джемса с учителями; он говорил: «...вы глубоко, очень глубоко заблуждаетесь, если думаете, что из психологии, т.е. из науки о законах душевной жизни, можно непосредственно для школьного употребления вывести определенные программы, планы или методы преподавания. Психология — наука, а преподавание — искусство...»