В современной российской школе основная проблема заключается в том, что в образовании, где общественность не обладает управленческими полномочиями, происходит все большее отчуждение общества от школы. По существу все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы до сих пор на уровне управленческих решений в 99% школ у нас определяются директором, либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, включая содержание обучения; систему оценивания; экономику школы; кадры и т.п.
Единственный выход из создавшейся негативной ситуации - это введение института общественного управления школой, то есть создание условий для трансформации школы в реальный институт гражданского общества. В противном случае сфера образования все больше и больше будет отставать от социальных процессов, так как скорость трансформации общества существенно превысила скорость трансформации системы образования.
Изменению этой ситуации на уровне общеобразовательных учреждений призвано служить создание в школах новой формы государственно-общественного управления – школьных Управляющих советов, призванных взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать органом стратегического управления школой.
1. Актуальность организации Управляющего совета.
Во-первых, если мы хотим действительно чтобы наше образовательное учреждение развивалось , то следует понимать необходимость привлечения ресурсов общественности к управлению школой. Наиболее полно этот процесс выразится через создание Управляющего Совета. Так как членами Управляющих советов образовательных учреждений могут стать представители различных категорий участников образовательного процесса, общественности, органов местного самоуправления и т.д., то он действительно является механизмом привлечения общественности к управлению ОУ.
Предполагается, что именно Управляющий Совет отражает баланс интересов и несет ответственность за учет мнений всех основных сторон (учащихся, родителей, педагогов, представителей местного и делового сообщества).
Что же Управляющий Совет может улучшить в работе школы?
Во-первых, Управляющий совет может помочь донести до работников школы мнение родителей школьников о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей, а учителям и директору школы услышать пожелания семьи к школе и учителям. Т.е., речь идет об оформлении и предъявлении социального заказа.
Конечно, есть трудности в осуществлении этой задачи, связанные, в первую очередь, с необходимостью понимания качества образования в современных условиях. Но такие представления - ориентиры качества могут быть выработаны в ходе заседаний, обсуждений. Как это можно сделать? Проще всего, конечно, беседовать с родителями, встретиться с членами родительских комитетов школы, классов. Может быть, члены Управляющего совета составят простые опросные листы (анкеты); отвечая на них, родители, члены совета, школьники расскажут о своих пожеланиях и потребностях.
Правда, чтобы эта работа принесла пользу, важно понимать и объяснять, что школа – не всемогуща, она обязана выполнять некоторые строго обязательные государственные требования и нормы (например, государственный стандарт, базисный учебный план и т.п.).
Поэтому она не может и не должна выполнять все и любые пожелания. Но и не учитывать мнение родителей, общественности и Управляющего совета, конечно, школа не может.
Во-вторых, Управляющий совет может улучшить условия жизни детей в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни. Стремясь дать детям максимум современных знаний и умений, школа не должна забывать и об этой стороне своей работы. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов школьного Управляющего Совета.
Как это можно сделать? Прежде всего, надо внимательно, не спеша, изучить, в каких условиях работает школа сегодня, что мешает ей быть такой безопасной и уютной, теплой и доброжелательной, как хотелось бы. Поняв это, можно наметить самые главные будущие улучшения в условиях школьной жизни и вместе со школьной администрацией начать шаг за шагом проводить их в жизнь.
В-третьих, школьный Совет может помочь в улучшении обучения детей, ведь он имеет право экспертировать образовательную программу школы, а также согласовывать школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе этой школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.
В-четвертых, Совет участвует в определении стратегии развития ОУ, отраженной в программе развития школы – документа, в котором ясно и четко показывается будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить все стороны школьной жизни, без единого исключения.
Как это можно сделать? Для начала нужно познакомиться с предлагаемой педагогическим коллективом программой развития, точнее – ее проектом, посмотреть ее основные направления, включиться вместе с учителями в работу над программой как выразители социального заказа (или в ее разработку с азов, если в вашей школе такая программа пока отсутствует). Тогда право на согласование программы, данное школьному Совету, будет использовано с наибольшей отдачей. это дает возможность преодолеть педагогический эгоцентризм, который зачастую очень четко выражен в подобных документе.
В-пятых, Совет может улучшить положение дел в таком непростом и важном вопросе школьной жизни, как финансовое обеспечение, поиск и привлечение внебюджетных средств, а также наиболее рациональное расходование бюджетных средств.
Как это можно сделать? Прежде всего, общественные управляющие должны понять, как финансируется школа, откуда и в каких объемах она получает средства. После этого начинается кропотливая работа по поиску новых источников финансирования школы и путей разумного и экономного расходования средств.
Итак, Управляющий Совет может:
· Помочь уточнить цели школы через предъявление гражданского заказа.
· Помочь улучшить условия школьной жизни.
· Помочь улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс через гражданскую экспертизу образовательных, воспитательных программ
· Помочь определить пути развития школы.
· Помочь найти ресурсы и средства для этого развития.
· Увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.
Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.
Сказано коротко, но, может быть, пока не очень ясно. Попробуем разобраться, что это означает.
Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» - учредители школы (Комитет по образованию, главы местных администраций) , члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно «государственный».
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании», это является важным принципом государственной политики в области образования.
Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) - не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
Управляющий совет - не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы , постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления).
2. Алгоритм создания Управляющего совета.
2.1.Предварительная работа
Даже если необходимость создания Управляющего совета осознана, предварительно не обойтись без ответов на несколько вопросов.
Первый:
А позволяет ли вообще действующее законодательство Российской Федерации создавать в общеобразовательных учреждениях такой орган управления, как управляющий совет? Ведь ни Закон Российской Федерации «Об образовании», ни иные нормативные правовые акты в области образования не содержат специальных норм, регулирующих создание и деятельность такого органа управления.
И второй:
Достаточно ли для создания управляющего совета общеобразовательного учреждения одной лишь инициативы представителей школьного или местного сообщества или для создания правомочного, способного принимать законные решения управляющего совета необходимо совершить определенные юридические действия?
Отвечая на первый вопрос, мы, в первую очередь, обратились к статье 35 Закона РФ «Об образовании». В данной статье говорится, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения, строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Таким образом, перечень органов самоуправления образовательных учреждений не является исчерпывающим, что позволяет включить в структуру органов управления общеобразовательным учреждением такой орган управления, как Управляющий совет.
При этом порядок выборов указанных органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения.
Определившись с ответом на первый вопрос, мы перешли ко второму.
Анализ действующего законодательства показал, что однозначно, одной лишь инициативы учащихся, родителей, работников или иных представителей школьного сообщества недостаточно.
Дело в том, что структуру, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенцию и порядок организации деятельности не вправе устанавливать ни родители, ни учащиеся.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании» данные вопросы в обязательном порядке указываются в уставе образовательного учреждения - главном правовом документе и для образовательного учреждения и для его учредителя. Значит, без внесения изменений и дополнений в Устав школы не обойтись.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Устав, изменения и дополнения в Устав разрабатываются и принимаются коллективом образовательного учреждения и утверждаются учредителем.
То есть, инициаторами создания в школе Управляющего совета могут быть и родители и работники школы и иные участники образовательного процесса, но решение о включении в структуру органов управления образовательного учреждения управляющего совета может принять только учредитель данного учреждения.
В связи с этим, прежде чем приступить к серьезной работе по разработке и принятию изменений и дополнений в Устав, мы бы всем порекомендовали сначала обратиться к Учредителю с просьбой поддержать инициативу создания в школе нового органа управления и, только добившись положительной реакции Учредителя, приступить к разработке изменений и дополнений в Устав. В противном случае, может возникнуть ситуация, когда вы потратите много сил и времени на разработку положений Устава о создании и деятельности нового органа управления, на обсуждение и принятие этих положений, а когда представите новую редакцию Устава или дополнение к Уставу на утверждение Учредителю школы, он может не согласиться менять структуру управления учреждением и, следует отметить, это его право.
Обратиться к Учредителю с просьбой поддержать инициативу создания в школе Управляющего совета можно, например, путем направления ходатайства с приложением протоколов общих собраний работников, родителей, старшеклассников (инициаторов создания в школе управляющего совета) с обоснованиями целесообразности введения управляющих советов в структуру органов управления.
Одобрение Учредителем инициативы создания управляющего совета в созданном им учреждении может быть выражено разными способами.
Наиболее простым из них является ответ на поступившее ходатайство, содержащий согласие Учредителя обсудить условия создания и деятельности Управляющего совета в конкретном учреждении.
Однако, в процессе рассмотрения поступившего ходатайства, изложенные в нем доводы могут настолько убедить Учредителя в целесообразности создания в школах такого органа управления, как Управляющий совет, что у Учредителя может возникнуть желание не только одобрить поступившую инициативу, но и довести до сведения всех подведомственных общеобразовательных учреждений информацию о возможности создания такого органа управления.
Итак, получив поддержку Учредителя в вопросе создания управляющих советов, у нас начался очень ответственный этап в их создании – разработка дополнений в Уставы учреждений. На этом этапе мы решали следующие вопросы:
1. Разрабатывать и утверждать дополнение к Уставу в виде отдельного документа, являющегося приложением к имеющемуся Уставу или принимать и утверждать Устав в новой редакции?
2. Устанавливать в Уставе только основополагающие положения (принципы) для Управляющего совета с одновременной отсылкой к детальному «Положению об Управляющем совете», принимаемому в качестве локального акта учреждения или детально излагать в тексте самого Устава компетенцию, процедуру выборов, назначения, кооптации, деятельности, состав управляющего совета. При этом, теоретически, изложение может быть настолько подробным, что отпадает надобность в принятии специального локального акта: «Положения об Управляющем совете».
Что касается первого вопроса, то мы решили разработать дополнение к Уставу в виде отдельного документа, являющегося приложением к имеющемуся уставу. То есть, мы дополнили раздел устава об управлении учреждением необходимыми пунктами об Управляющем совете и все положения иных разделов Устава привели в соответствие с данным разделом с учетом правомочий Управляющего совета. Например, мы скорректировали в связи с созданием управляющего совета положения устава о функциях педсовета, родительского комитета, попечительского совета и др.
нам потребовалось :
-дополнить раздел Устава об управлении учреждением основополагающими положениями, касающимися создания и деятельности управляющего совета (с учетом требований статьи 13 Закона РФ «Об образовании»;
- внести изменения и дополнения в иные разделы Устава с целью приведения их в соответствие с измененным разделом об управлении учреждением (с учетом правомочий управляющего совета);
- отразить в Уставе тот факт, что деятельность управляющего совета регулируется локальным актом - Положением об управляющем совете;
- разработать и принять локальный нормативный акт «Положение об управляющем совете» с приложениями или отдельными локальными актами о выборах и кооптации членов Управляющего совета.
Причем, в этом случае необходимо иметь в виду, что процедура принятия локальных актов, дополнительно регламентирующих структуру, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенцию и порядок организации деятельности точно такая же, как и для самого Устава, а именно:
- принятие коллективом образовательного учреждения;
- утверждение учредителем образовательного учреждения;
- государственная регистрация в налоговом органе.
То же относится и к внесению изменений и дополнений в них. При таких обстоятельствах, регулирование каких-либо вопросов локальными актами, не делает Устав менее громоздким, так как устав и локальные акты – это единый правовой документ. А вот процесс работы с Уставом, когда имеется отсылка к другому документу – это, на наш взгляд, неудобно.
Итак, мы остановились на варианте без принятия в качестве локальных актов Положений об Управляющем совете, о выборах, кооптации и т.д. Причем, мы очень старались сформулировать дополнение к Уставу таким образом, чтобы Устав не превратился в документ, в большей части регламентирующий деятельность Управляющего совета.
В первую очередь, мы тщательно продумали структуру раздела Устава, который посвящен управлению учреждением и включили в Устав только положения, которые, в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании» в обязательном порядке указываются в Уставе.
В качестве рекомендации, мы бы посоветовали построить все подразделы раздела Устава об управлении образовательным учреждением по единой схеме, например:
- с какой целью создается орган управления;
- порядок его формирования;
- компетенция;
- порядок организации деятельности.
После проведения данной предварительной работы, мы можем говорить об этапах создания Управляющего совета.
|